Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!

Добро пожаловать на страничку ПКПП

Дата: 19 октября 2020 в 12:51, Обновлено 20 сентября в 21:56

Добро пожаловать на страничку

пункта коррекционно-педагогической помощи!

УЧИТЕЛЬ - ДЕФЕКТОЛОГ

Севрук Светлана Григорьевна

ГРАФИК РАБОТЫ

на I полугодие 2021/2022 учебного года

Понедельник

11.00 – 16.00

Вторник

11.00 – 16.00

Среда

11.00 – 16.00

Четверг

10.45 – 15.45

Пятница

11.00 – 16.00

В нашей школе функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), который посещают учащиеся І-ІV классов, имеющие трудности:

  • нарушение произношения;
  • нарушения процесса письма, чтения;
  • трудности в обучении.

Основная цель деятельности ПКПП - оказание  коррекционно- педагогической  помощи  лицам,  осваивающим содержание образовательных  программ  общего  среднего  образования и  имеющих стойкие или временные трудности в их освоении.

Задачами пункта коррекционно-педагогической помощи являются:

1.изучить особенности психофизического развития обучающихся с целью  определения  оптимальных  путей  оказания  им  коррекционно-педагогической помощи;

2.формировать  общие  способности  к  учению  с  целью  выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

3.формировать  позитивную  мотивацию  к  учебной  деятельности, развивать функции самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся;

4. создать условия для реализации коррекции нарушений устной и письменной речи, а также профилактики (предупреждения) этих нарушений;

На основании Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи от 25.07.2011г. №131, зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется на основании следующих документов:

1.заключения Центра коррекционно-развивающего обучения и развития;

2.заявления законного представителя обучающегося.

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к учителю-дефектологу в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что учитель-дефектолог делает в школе?».

В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.

Что делает учитель-дефектолог?

Основные направления работы учителя-дефектолога в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами нарушений у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. 

Глобальной целью коррекционно-педагогической помощи является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  1. развитие связной речи;
  2. накопление и совершенствование словаря;
  3. развитие фонематического слуха;
  4. развитие грамматической стороны речи;
  5. обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  6. коррекция произношения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

- профилактика и исправление нарушений письма и чтения; развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

 - формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать педагога, быть понимаемым для педагога, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

 - формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки).

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется учителем-дефектологом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей?

Это ошибки, не связанные с правилами русского языка, то есть ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений:

  1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у и т.д.

  1. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка – шапка, теловек – человек, вопата – лопата.

  1. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло – дупло, лёбит – любит.

  1. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

  1. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить – солить, вьезёт – везёт.

  1. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы – в саду выросли чудесные розы.

Каковы же причины возникновения этих ошибок?

- Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования.

- Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа). Всё это приведёт к тому, что ребёнку будет сложно запомнить – печатные и письменные буквы. Он не сможет уловить тонкие различия в написании похожих букв.

- Нарушение звукопроизношения. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяет один звук другим. Внимание требуют дети, имеющие недостаточно чёткую артикуляцию. Дети пишут с опорой на проговаривание. Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки.

 - Нарушение фонематического слуха. Так ребенок с нормальным слухом, с замечательным музыкальным слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к ; парные по твёрдости- мягкости : б-бь; д-дь; л-ль; р – рь; и др.). Если ребёнок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи в виде замен одних букв другими.

- Ошибки в виде пропусков, добавлений, перестановок букв и слогов возникают у детей, которые не умеют анализировать слова (не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).

- Бедный словарный запас дошкольника и школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.

Когда и зачем нужны коррекционно-педагогические занятия?

Уважаемые родители!

 Обращайтесь за помощью к учителю-дефектологу своевременно!

 Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

 Дети, занимавшиеся в детском саду с учителем-дефектологом, находятся под особым контролем у школьного учителя-дефектолога, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, вы делаете большую ошибку.

Задачи учителя-дефектолога школы несколько иные, чем у учителя-дефектолога дошкольного учреждения. Учитель-дефектолог в школе занимается исправлением недостатков письменной речи и чтения, а также профилактикой этих нарушений.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у учителя-дефектолога, которое помогает наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на коррекционно-педагогические занятия приглашаются учащиеся с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

Занятия проводятся 2-4 раза в неделю с 16 сентября по 25 мая во внеурочное время, согласно расписанию, составленному учителем-дефектологом в групповой (5-6 человек), подгрупповой (2-4 человека) и индивидуальной форме,  в зависимости от нарушения.

Необходимость в дальнейшем обучении с учителем-дефектологом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.