Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!

Концепция развития исторического музея ГУО «Средняя школа №16 г. Бобруйска»

Дата: 4 февраля 2019 в 22:02, Обновлено 24 ноября в 13:18

Концепция развития исторического музея

ГУО «Средняя школа №16 г. Бобруйска»

I. Введение

Школьный этнографическиймузей является частью образовательной и воспитательной системы учреждения образования.

Музей - это центр духовно - нравственного, патриотического и эстетического воспитания.

Музей - это средство развития личности учащегося, одна из формсамообразования.

Школьный музей был открыт 12.04.2006 года.

Экспозиция музея состоит из трёх разделов:

1) красный угол;

2) кухонный уголок;

3) место для отдыха.

Музей занимает важное место в образовательном процессе учреждения. Он  помогает зажечь искорку любви и интереса в жизни народа, к его искусству, культуре, краеведению. Внедрение материалов музея в урочную деятельность позволяет на основе музейной экспозиции создать у учащегося целостную картину мира, представление о движении времени. Педагог призван соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность ребёнка духовным наследием прошлого.

II. Содержание, проблемы патриотического воспитания и обоснование    необходимости их решения средствами школьного музея

Патриотическое воспитание - задача общегосударственного значения.

Государство будет процветать только в том случае, если каждый его гражданин будет обладать суммой знаний об истории Родины, её культуре. 

Деятельность музеев образовательных учреждений как раз и направлена навоспитание такого человека. Целостная система патриотического воспитания, одним из формообразующих компонентов которой является музей, позволяет формировать у подрастающего поколения высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей Беларуси.

Среди основных форм работы школьного музея, таких как экскурсии, лекции, классные часы, праздники,а такжебольшое значения имеет проведениеэлементов учебных занятий в школьном музее. Экспозиционный потенциал музея должен помочь оживить учебный процесс, приобщить учащихся к истории своей страны, своей малой родины.

III. Цели и задачи школьного музея

Основные направления деятельности музея - это информирование, обучение, общение, развитие творческих способностей учащихся.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и развитию практических навыков поисково-исследовательской деятельности, служитьцелям совершенствования образовательного процесса средствамидополнительного обучения.

    Объект деятельности – история, быт, культура белорусов.

Предмет деятельности - история и современность белорусского народа, предметы крестьянского быта и народные ремёсла.

Цель деятельности музея - образовательно-просветительская работа ипатриотическое воспитание учащихся с помощью исторических знаний, пропагандирующих традиции народа, формирующих у учащихся чувство и сознание уважения к историческому прошлому нашей страны, гордость за её прошлое через историю собственных предков.

Предполагаемая аудитория музея - учащиеся своего и соседних учреждения образования, молодежь, родители, ветераны войны и труда, жители микрорайона.

IV. Идейный замысел музея

В этнографическом музее представлены экспонаты, которые в достаточно полной мере отражают различные аспекты культуры и быты населения в XIX—в началеXXв. Проект музея предусматривает использование музейного помещения площадью 55м2.

 Школьный музей призван способствовать:

- формированию у учащихся интересак истории, культуре, быту, языку родного края;

- овладению практическими навыками поисковой и научно - исследовательской деятельности;

- воспитанию толерантности и культуры мира в школьной среде;

- совершенствованию исторического образования учащихся, расширению ихкругозора.

 Фонд открытого хранения предметов музейного значения представляет собой обзорный зал, предназначенный:

- для встречи с гостями музея;

- классных часов и обзорных экскурсий, праздников;

- для проведения  игровых программ, интерактивных уроков по предметамгуманитарного цикла;

- для проведений занятий с учащимися и активом школьного музея, дляосуществления ими научно – исследовательской, научно – фондовой и экскурсионной работы;

V. Перспективы развития музея:

- осуществлять сменные тематические выставки, посвященные памятным датам истории Родины;

- использовать музейные предметы экспозиций школьного музея в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;  

- использовать инновационные формы работы в деятельности музея;

- устанавливать связи с другими музеями, привлекать родителей к работе вмузее;

- пополнять фонды музея, обновлять экспозиции;

- проводить на базе музея уроки, праздники, интерактивные экскурсии и т.п.;

- обновлять страничку школьного сайта  «Школьный музей»;

VI. Совершенствование программы деятельности музея

Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Беларуси:

- Кодекс Республики Беларусь об образовании; 

-  Закон «О музеях и музейном фонде РБ»;

- Конвенция ООН «О правах ребенка»;

- Положение о школьном музее.

Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека, способного воспринимать и ценить принципы добра и красоты. Эти задачи решает  школьный музей с его экспозицией, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.

Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок - путешествие, урок - игра, урок - знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции иразличные музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться в какой - то другой нетрадиционной форме (например: встреча с интересными людьми - писателями, ветеранами, литературно - музыкальные гостиные, и т.п.). Такие уроки в музее стимулируют интерес учащихся к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.

Использование историко-этнографического материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. На вещественных материалах музея могут быть написаны рефераты, доклады, творческие проекты. Учащиеся могутсоприкоснуться с древностью, поработать с документами, встретиться спрошлым "вживую".

 Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, праздники и многие другие мероприятия помогают раскрывать культурный потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности общеобразовательных учреждений.

VII. Механизм реализации программы развития музея. Руководствоработой музея

 Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музеянаправляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

- направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея;

- организует учёт и хранение существующих фондов, проводит экскурсии поэкспозиции музея;

- разрабатывает план работы.

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Ответственным за деятельностью совета являетсяруководитель школьного музея. Но главную координацию и контроль поразвитию и организации работы музея осуществляют директор школы, егозаместители по учебной и воспитательной работе.

VIII. Оценка эффективности реализации программы развития музея

  В результате осуществления программы развития музея ожидается:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- возрождение истинных духовных ценностей белорусского народа.

Экспозиция музея «Беларуская хатка»

ГУО «Средняя школа №16 г. Бобруйска»

«Чырвоны кут»

  

«Месца для адпачынку»

  

«Бабiн кут»

  

  

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.